ГИГИЕНА (Вступительная статья. Продолжение 3)

Спертый воздух жилищ отражается несомненно вредно на здоровье их обитателей

В содержание

<< Назад За исключением Англии (армия которой пополняется совершенно иначе, чем в других странах Европы), мы видим замечательную близость в заболеваниях лиц одинаковой профессии, находящихся при этом под обязательным контролем врачей. Те же армии, равно как тюрьмы и школы дают целый ряд доказательств, что различные изменения в условиях жилища, водоснабжения, пищи, одежды, занятий и проч. очень резко отражаются на числе и роде заболеваний, показывая в то же время большое постоянство явлений, при постоянстве условий.

Конечные факты взаимодействия природы человека и окружающих его влияний выражаются в типических нарушениях физиологической нормы, требующих подробного изучения как сами по себе, так и в своих численных проявлениях и это составляет область демографии и санитарной статистики. Важнейшим же объектом для изучения являются самые внешние влияния в их многообразных комбинациях и в их действиях на отдельного человека и общественные группы. Есть влияния, где явления типичны и связь их раскрывается легко.

Так, например, на фабриках фосфорных спичек наблюдаются заболевания, находящиеся в явной связи с поступлением в организм рабочих ядовитых паров фосфора. Столь же ясно значение профессиональных отравлений свинцом, мышьяком и прочее. При потреблении свиного мяса бывают заболевания трихинозом, где все вполне ясно. Проникновение в дыхательные пути человека большого количества металлической или минеральной пыли вне всякого сомнения вызывает известные заболевания этих путей.

Во всех этих и подобных случаях изучению подлежит болезнетворная причина, условия и обстановка, при которых она наиболее действительна и средства к ее устранению или ослаблению. Далее, есть категория явлений, в которых существование болезнетворной причины ясно, условия ее действия более или менее известны, но ни сущность этой причины, ни способы ее действия неизвестны.

Сюда относится большая категория так называемых заразных болезней, истинный характер которых едва только в последнее время начинает несколько проясняться. Мы знаем, что больной оспой или скарлатиной опасен для окружающих здоровых лиц; знаем также, что заражаются не все, приходящие с ним в прикосновение; выводим из ряда наблюдений, какие меры наиболее предохраняют от заражения, — но сущности этих болезней и способа заражения все еще не знаем. Мы должны действовать в известной мере ощупью, но тем с большей тщательностью должны изучить эти темные болезни для получения хотя бы лишь вероятных эмпирических указаний и с надеждой разъяснить их скрытую сущность.

Но есть и такие влияния, о вероятном действии которых мы заключаем только по сопоставлению фактов и по успешности некоторых эмпирических мероприятий, но весьма далеки еще от выяснения рациональной связи причин и следствий. Во всех европейских странах в жаркое летнее время значительно усиливается смертность грудных и вообще маленьких детей. Факт этот бесспорный, но объяснения его разноречивы. Спертый воздух жилищ отражается несомненно вредно на здоровье их обитателей. Это можно доказать фактами, но объяснения еще сложны и неуверенны (см. Вентиляция). К такой же категории относятся влияния загрязненной почвы и воды, сырых жилищ, некоторых видов пищи и напитков и проч.

Научная задача гигиены — уяснить эти темные стороны и пользоваться всеми указаниями ясными и даже сомнительными, но вероятными, на пользу человеческого здоровья. Идеалы гигиены сводятся к тому, чтобы смерть являлась естественным уделом старости, а живущие люди всех возрастов не знали страданий и тягостей болезней, совершенствуя свою организацию и все способности тела и духа. Идеалы эти не могут быть, конечно, непосредственной целью и ближайшей задачей, но открывают в области гигиены безграничное поле интересов и плодотворных задач. Далее >>

Начало• — •Стр. 1• — •Стр. 2• — •Стр. 3• — •Стр. 4• — •Стр. 5• — •Стр. 6• — •Стр. 7

При написании этого текста использовался материал из
Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890—1907).

Реклама на сайте:

Версия all4-8