Написать администратору       Карта сайта      


 


Поддержка проекта fiziolive.ru








Психология (Продолжение 5)
Ассоциация элементарных психических состояний

<< Назад "Апперцепция" есть активное восприятие (активная перцепция), влекущее за собой активное (апперцептивное) сочетание и воспроизведение представлений. Осложненные апперцепцией (вниманием), ассоциативные процессы он считает основой процессов сравнения и отнесения (распорядка), анализа и синтеза психических состояний.

Другие психологи (например, Спенсер) обозначают эти сложные процессы терминами интеграции, дезинтеграции и дифференциации психических продуктов. Как бы то ни было, активность, внимание или, проще, волевой контроль над процессами ассоциации и воспроизведения приводит к высшим процессам осложнения психических явлений на почве внутренней самодеятельности, уже не подчиненной непосредственным условиям данного опыта, каковы процессы синтеза и анализа.

Внутренняя самодеятельность

Наследственность есть, в свою очередь, "родовая память" и органически закрепленная и передающаяся из поколения в поколение, через сложную конструкцию мозга и всей нервной системы, "ассоциация" элементарных психических состояний. Это — готовый для индивидуального опыта запас потенциальных психических состояний и их связей.

Справочная информация:

Ассоциация идей - так называется в психологии связь между прежними и вновь возникающими в человеческом сознании представлениями. Представления группируются, и составляются ряды, связанные между собою так, что возобновляющееся в сознании представление вызывает в нем и другое, бывшее с ним ранее связанным. Большая часть так называемых непроизвольных представлений основана на этом психологическом явлении; ему подчинена также большая часть непроизвольных воспоминаний, полетов фантазии, причудливых сплетений снов и неутомимый поток мысли безумца.

Но и произвольное, сознательное мышление, произвольное воспоминание и размышление могут достигать цели, лишь разрешая процессы воспроизведения при помощи ассоциации идей. Заслуга открытия этого явления должна быть приписана возбужденному по инициативе Локка в Англии движению в области психологического мышления, в XVIII столетии.

Как ни расходились в разъяснении этого явления Гэртли и Пристлей, так называемые психологи-ассоциационисты, а с другой стороны, Рид и в другом отношении Юм, однако все они признают четыре основных закона, по которым представления связываются одно с другим: 1) на основании сходства, 2) на основании контраста, т. е. противоположности, 3) в силу близости во времени или в пространстве, 4) вследствие отношений между понятиями, напр. причинности, присущности и т. д.

Учение о наследственности, в особенности разработанное на почве Дарвиновской теории, его другом Гальтоном, а затем Рибо и другими современными психологами, приводит к проблеме о значении и передаче способностей, талантов, гениальности, которые рассматриваются как продукты родового накопления опытов, и потенциальных запасов психической энергии, развивающихся и обнаруживающихся при благоприятных условиях индивидуальной психической и физиологической жизни. (см. Пищевые продукты)

Явления памяти и наследственности наталкивают психологию на вопрос о соотношении сознательной и бессознательной душевной деятельности. Действительно: в каком положении и где находятся психические состояния, когда они переходят в область "памяти", могущей вновь воспроизвести их в сознании, или же находятся и живут в нас в форме "наследственных задатков"?

Прием у психолога

Параллельно этому возникает вопрос: где и как существует все наше наличное психическое содержание, накопленное опытом, когда мы переходим в состояние сна, и что такое всплывающие в это время в сознании смутные и хаотически связанные обрывки нашего душевного содержания, которые мы называем "сновидениями"?

Очевидно, душевное содержание может быть бессознательным, может находиться как бы в связанном, потенциальном состоянии, а между "полным сознанием" и "бессознательностью" существует бесконечная цепь градаций. Изучение этой проблемы путем опыта и наблюдений привело к открытию того факта, что и в самой сознательной деятельности, интеллектуальной, эмоциональной и волевой, существуют постоянные бессознательные элементы.

Справочная информация:

Ланге Николай Николаевич — один из видных русских представителей экспериментальной психологии; род. в 1858 г.; по окончании спб. 2-й гимназии и университета слушал философские курсы за границей и работал в психологическом институте Вундта. Интересные результаты этой работы, касающиеся внимания, опубликованы сначала в "Philosophische Studien" Вундта (т. IV), а затем, в переработанном виде, в книге: "Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания" (Одесса, 1893). Выступив в качестве приват-доцента по философии в спб. университете, Ланге вскоре был назначен в Одессу, на кафедру философии. Другие сочинения и издания его: "История нравственных идей XIX века" (ч. I, СПб., 1888); "Душа ребенка" (СПб., 1892, по Прейеру); "Письма Элоизы к Абеляру"; "Южный сборник в пользу пострадавших от неурожая" (Одесса, 1892); "Перевод с примеч. первой Аналитики Аристотеля" (СПб., 1894).

Наблюдения же над психической жизнью детей и животных привели к убеждению, что вообще понятия сознания и бессознательности весьма относительные понятия, и что понятия полноты сознания и полной бессознательности в области психической жизни суть лишь "предельные" понятия для бесконечного количества вариаций и градаций в степени силы, яркости и отчетливости сознания. (см. Детские колонии)

Во всяком случае, современные психологи, поддерживаемые такими философами-метафизиками как Шопенгауэр и Гартман, признали необходимым считаться с понятием "бессознательной" психической деятельности или работы ("бессознательная церебрация" по термину некоторых психофизиологов) и уделяют более или менее обширное место исследованию этого понятия. В специальном анализе душевных явлений особенные успехи, под влиянием психофизики и психофизиологии, сделало исследование ощущений, как элементов всей нашей умственной деятельности.

Психометрия и Психофизика

В анализе ощущений, кроме психофизиологических проблем об устройстве и функционировании их органов (органов чувств и нервов с их периферическими окончаниями) и о роли в этом процессе мозговых отправлений, ставятся обыкновенно чисто психологические проблемы об их классификации, о качественных сторонах и отношениях ощущений одной группы (например, зрительных, слуховых, осязательных и т. д.), о их объеме скорости развития и интенсивности, причем последние две проблемы разрешаются экспериментально, в связи с исследованием быстроты смены и интенсивности раздражений, методами психометрии и психофизики (см. Психометрия и Психофизика).

Классификация ощущений у психологов разнообразна, но всеми признается необходимость разграничений "внешних" и внутренних или "органических" ощущений. Последние иногда обнимаются (немцами) в понятии "общего чувства", к первым относят ощущения 5 органов чувств (зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния) и мускульные ощущения, связанные с передвижением чувствующих поверхностей органов чувств. (см. Выздоровление)

Английские психологи (например, Бэн) подробно анализируют и отдельные виды органических ощущений. В отношении качественном всего более разработаны ощущения зрительные, слуховые и осязательные (см. Вундт, "Физиологическая психология ", "Душа человека и животных", "Очерк психологии").

Справочная информация:

Корсаков Сергей Сергеевич — окончил курс медицинского факультета при московском университете в 1875 г., и здесь же, в 1887 г., получил степень доктора медицины, представив, в качестве диссертации весьма ценную и объемистую работу: "Об алкогольном параличе". Весь этот промежуток времени он занимался изучением нервных и душевных болезней под руководством профессора А. Я. Кожевникова, отчасти в качестве его ассистента. Впоследствии он избрал своей главной специальностью душевные болезни и с 1893 г. состоит проф. психиатрии при моск. университете. В 1893 г. он издал "Курс психиатрии", составляющий отличное руководство для студентов и врачей. Кроме названных двух главных сочинений, Корсакову принадлежат еще несколько журнальных статей по клинической психиатрии, напечатанных в "Вестнике психиатрии и невропатологии", "Медицинском Обозрении", "Трудах первого съезда отечественных психиатров", "Вопросах психологии и философии", "Allgemeine Zeitschrift f ü r Psychiatrie" и др.

При анализе этих групп ощущений, в связи с соответствующими им "мускульными" ощущениями, естественно возникают и подробно анализируются проблемы образования восприятий пространства и времени, а также проблемы иллюзий (ошибочных восприятий) и галлюцинаций.

Дальнейший анализ ощущений в их осложнениях и ассоциативных комбинациях приводит к исследованию образования представлений о предметах окружающего мира, а затем процессов их комбинирования в понятия, а последних в суждения и умозаключения. Далее >>

Анализ ощущений

Начало• — •Стр. 1• — •Стр. 2• — •Стр. 3• — •Стр. 4• — •Стр. 5• — •Стр. 6

При написании этого текста использовался материал из
Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890—1907).


На страницу назад    Наверх

Если Вам понравился наш проект, Вы можете помочь сделать его еще лучше!

 



Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта fiziolive.ru:


На Главную

 На Главную
Гигиена
 Гигиена
 
Долголетие
 Долголетие
Здоровый секс
 Отношения полов
Клонирование
 Клонирование
 
Косметика
 Косметика
Культура
 Культура
 
Курорты и отдых
 Курорты и отдых
Валеология о массаже
 Массаж
 
Питание
 Питание Диеты
Погодные условия
 Погодные условия
Психология
 Психология
Реабилитация
 Реабилитация
Уход за больными
 Уход за больными
Физкультура и спорт
 Физкультура и спорт
Фитнес центры
 Фитнес центры
Разное о валеологии
 Разное

 


 
Все лечебные диеты в одном месте

Версия all4-8