Написать администратору       Карта сайта      


 


Поддержка проекта fiziolive.ru






Психология (Продолжение 6)
Анализ мышления включает в себя анализ воображения или фантазии

<< Назад Таким образом, психология постепенно, на почве исследования ощущений, приходит к изучению процесса мышления, как процесса психического (с другой точки зрения этот процесс исследуется логикой, см. Логика).

Анализ мышления включает в себя анализ воображения или фантазии, которая некоторыми английскими психологами-эмпириками подводится под понятие "творческой или повторительной ассоциации" (Бэн). С анализом проблем воображения в тесной связи находится изучения вопроса о природе и происхождении сновидений. При анализе проблемы мышления новейшая психология пытается методами психометрии разрешить и вопрос о скорости умственных реакций, вообще процессов мышления (см. Психометрия).

Гораздо менее полно разработан психологией анализ явлений чувства и воли, особенно же последних. Исследование чувствований удовольствия и страдания сводится, главным образом, к проблемам их классификации и к изучению их осложнения в чувства и эмоции высшего порядка. В разрешении этих проблем психологи существенно расходятся (ср. соч. Бэна и Рибо об эмоциях, нем. соч. Горвица, "Психологические анализы": II т. "Die Gef u hle" и соч. Н. Я. Грота: "Психология чувствований", II ч., СПб., 1880).

Анализ сложных чувств приводит психологию к вопросу о соотношении чувства и познания. Изучение явлений воли точно так же не привело еще психологов к однородным принципам. Некоторые из них (Вундт) рассматривают все явления воли, как высшие формы развития явлений чувства, другие (Бэн, Гёфдинг) считают основы воли первоначальными и к иным явлениям несводимыми, причем зачатки их видят в рефлекторных или автоматических двигательных реакциях организма на впечатления, а низшие проявления воли усматривают в инстинктивных влечениях (инстинкт животных).

Дальнейший анализ сознательных волевых актов — желаний, хотений, решений воли, как явлений производных (Джемс), еще весьма мало разработан Психологией, причем анализ субъективных актов воли часто смешивается и путается с анализом ее проявлений в деятельности. Высшие проблемы воли приводят к трудным вопросам об отношении волевых актов к идеям и к чувствам, и о роли представлений о движениях в этих волевых актах ("идеомоторные" акты).

Некоторыми психологами в связи с психологией воли делается попытка психологического решения проблемы о свободе воли.

Помимо указанных специальных проблем, и в связи с ними, многие психологи пытаются разрешить и более сложные вопросы о значении личности, ее развитии и типах. Сюда входят проблемы о темпераментах и о характере и их психологическом составе, которые имеют тесное отношение к исследованию сложных процессов чувства и воли. В связи же с изучением умственной деятельности некоторые психологи (особенно немецкие) рассматривают проблему образования языка, как органа высшей психической деятельности, и, далее, проблему "коллективного сознания и воли" (ср. Вундт, "Очерк психологии").

 

Литература.

1) По истории психологии: Carus, "Gesch. d. Psychol." (1808);

Harms, "Philos. in Ihrer Gesch. I. Psychologie" (1878);

Blakey, "Hist. of the philos. of human mind" (1850);

Siebeck, "Gesch. der Psychol." (I, II, 1880, 1884);

ср. также Volkmann v. Volkmar, "Lehrb. der Psychologie" (4 изд., 1894—95, 2 тт., где при анализе каждого психологического вопроса изложена в примечании кратко, но обстоятельно, его история и приведена литература).

Ср. также М. Троицкий, "Немецкая психология в текущем столетии" (2 изд., М., 1883);

Владиславлев, "Современные направления в науке о душе" (СПб., 1866);

Н. Грот, "Психология чувствований" (I, историч. отдел, СПб., 1880).

2) Из новейших руководств по психологии, кроме упомянутых выше кратких учебников Вундта, Гёфдинга, Бэна и Джемса и приведенных больших трудов Вундта, следует рекомендовать для чтения:

"Основания психометрии" Спенсера (русский перевод; С-Пб., 1876, 4 тома),

Бэна ("The senses and intellec t ", "The emotions and the will"),

Джемса ("The principles of psychology", 1890),

Jodl "Lehrbuch des Psychologie" (Штутгарт, 1896).

Из русских пособий: Владиславлев, "Психология" (2 тт., 1881);

Троицкий, "Наука о духе" (2 тт., 1882); Каптерев, "Педагогическая психология" (СПб., 1877, 1883);

Снегирев, "Психология" (Харьков, 1893).

В начало статьи >>

 

Начало• — •Стр. 1• — •Стр. 2• — •Стр. 3• — •Стр. 4• — •Стр. 5• — •Стр. 6•

 

См. Логика

При написании этого текста использовался материал из
Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890—1907).


На страницу назад    Наверх

Если Вам понравился наш проект, Вы можете помочь его реализации:
Хочу узнать, как можно помочь?

 



Возможно, Вам будут интересны и другие разделы нашего сайта:


На Главную

 На Главную
Гигиена
 Гигиена
 
Долголетие
 Долголетие
Здоровый секс
 Отношения полов
Клонирование
 Клонирование
 
Косметика
 Косметика
Культура
 Культура
 
Курорты и отдых
 Курорты и отдых
Валеология о массаже
 Массаж
 
Питание
 Питание Диеты
Погодные условия
 Погодные условия
Психология
 Психология
Реабилитация
 Реабилитация
Уход за больными
 Уход за больными
Физкультура и спорт
 Физкультура и спорт
Фитнес центры
 Фитнес центры
Разное о валеологии
 Разное

 


 
Все лечебные диеты в одном месте
Rambler's Top100

Версия all4-8