Написать администратору       Карта сайта       Перейти на форум      


 


Поддержка проекта fiziolive.ru





Логика (Продолжение 1)
Гербарт считает логику наукой выяснения понятий

<< Назад Самая оригинальная попытка реформы логики в средние века принадлежит Раймунду Люллию (1284-1315); но так как она не относится к формальному направлению, то о ней будет сказано ниже. Под влиянием эпохи Возрождения и постепенного накопления реального знания, формальная логика подверглась различным видоизменениям, но как школьный учебный предмет она существует и до настоящего времени, и в XIX столетии достигла своего полного развития в послекантовой философии, а именно в школе Гербарта, который считает логику наукой выяснения понятий и их сочетаний в суждениях и умозаключениях.

Гербарт совершенно отделяет логику от философии и не рассматривает в логике значения различных форм мышления. Завершение формального направления мы имеем в так назыв. математической логике, созданной англичанами, которую иногда считают особым логическим направлением, хотя по существу это та же формальная логика.

Бентам и Гамильтон считаются ее творцами; де Моран, Буль и Джевонс более или менее тесно примыкают к этому направлению. Сущность его состоит в учении о квантификации предиката, вследствие которой суждение принимает характер уравнения — а это ведет к некоторым упрощениям и видоизменениям форм умозаключения. В каждом суждении мы различаем всегда его количество (т.е. оно бывает общим, частным и единичным) и качество (т.е. оно бывает утвердительным и отрицательным).

Но количественный элемент обыкновенно относится в суждении к одному только подлежащему, в сказуемом же остается некоторая неопределенность в количественном отношении; если устранить эту неопределенность, то все суждения будут представлять собою такие отношения подлежащего к сказуемому, которые могут быть выражены совершенно точно; благодаря этому можно придать простейшую форму всем выводам, руководствуясь законом тождества и противоречия.

За математической логикой следует признать заслугу сведения всех выводов к закону тождества и противоречия, но крайность этого направления не позволяла ему понять и описать многообразие всех выводов и их характерных особенностей.

Этот недостаток устранен в классическом сочинении М.И. Каринского (см.): "Классификация выводов" (СПб., 1880).

II. Когда интерес к реальному знанию возрос, когда люди стали изучать природу и себя самих не по книгам только, а по живой действительности, тогда схоластическая логика оказалась неудовлетворительной в двояком, главным образом, отношении: во-первых, она, по-видимому, не давала никаких средств для изучения природы; во-вторых, рассматривая лишь готовое знание в форме понятий, суждений и умозаключений, схоластическая логика не беспокоилась о том, откуда берутся познания человека и в каком отношении стоят они к реальному бытию.

Логика доказательства должна была поэтому уступить место логике открытия истины, а формальное изучение мысли должно было стать гносеологией, т. е. изучением происхождения, границ и значения человеческого познания. Далее >>

 

Начало• — •Стр. 1• — •Стр. 2• — •Стр. 3• — •Стр. 4

При написании этого текста использовался материал из
Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890—1907).


Статьи к разделу Психология


На страницу назад    Наверх

Если Вам понравился наш проект, Вы можете помочь его реализации:
Хочу узнать, как можно помочь?

 



Возможно, Вам будут интересны и другие разделы нашего сайта:


На Главную

 На Главную
Гигиена
 Гигиена
 
Долголетие
 Долголетие
Здоровый секс
 Отношения полов
Клонирование
 Клонирование
 
Косметика
 Косметика
Культура
 Культура
 
Курорты и отдых
 Курорты и отдых
Валеология о массаже
 Массаж
 
Питание
 Питание Диеты
Погодные условия
 Погодные условия
Психология
 Психология
Реабилитация
 Реабилитация
Уход за больными
 Уход за больными
Физкультура и спорт
 Физкультура и спорт
Фитнес центры
 Фитнес центры
Разное о валеологии
 Разное
На Форум
На Форум
 


 
Все лечебные диеты в одном месте
Rambler's Top100

Версия all4-8