ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Психология   ›   Статьи   ›   Искусство спора   ›

Глава 8. Наши доводы в споре

Соответствие задачам спора. Изложение доводов.
Иностранные слова. Нахождение доводов. "Натасканные спорщики".
Отработанные доводы. Слабые доводы.

1. Выбор доводов, как уже вскользь упоминалось не раз, определяется задачами, которые мы ставим спору. Желая проверить истину какой-нибудь мысли, мы выбираем в пользу ее самые сильные с нашей точки зрения основания. Желая убедить кого-нибудь, выбираем доводы, которые должны казаться наиболее убедительными ему. Желая победить противника, выбираем доводы, которые более всего могут поставить его в затруднение. В споре для убеждения слушателей мы приспособляем выбор доводов не столько к противнику, сколько к слушателям и т.д. Неуменье принимать в расчет задачи спора при выборе доводов – промах, безграмотность в споре. Между тем многие делают этот промах. Они, например, совершенно "не считаются" с развитием противника, его специальностью, его "психологией" и искренно удивляются и негодуют, что довод, столь очевидный и сильный для них самих, не замечен, отвергнут или даже высмеян противником. Нельзя винить за это юность. Но в людях зрелого возраста это один из признаков "узости горизонта" или же "полного незнания жизни"; склонности всюду "прикидывать свой аршинчик" и наивной уверенности, что он общеобязателен.

В споре для убеждения слушателей мы приспособляем выбор доводов не столько к противнику, сколько к слушателям

2. Споры для убеждения (честные споры) требуют не только выбора доводов, соответственного противнику или слушателям, но и соответственного изложения доказательства. Вот для примера небезынтересные указания, как аргументировать перед темной крестьянской аудиторией, сделанные человеком, имевшим в этом отношении большой опыт.

Справочная информация:

Горизонт — граница, отделяющая видимую часть небесного свода от невидимой. На море или на равнине горизонт представляется правильным кругом. Положение этого так называемого видимого горизонта зависит от возвышения глаза наблюдателя, и чем наблюдатель поднимается выше, тем видимый горизонт делается обширнее.

Истинным горизонтом называется плоскость, проходящая через глаз наблюдателя и перпендикулярная к отвесной линии в точке наблюдения. Угол, составленный лучом зрения к какой-нибудь точке видимого горизонта с плоскостью истинного горизонта, называется углом понижения. Угол понижения необходимо принимать в расчет при вычислении высот взятых относительно видимого горизонта, как это бывает при наблюдениях с палубы судна.

— Чтобы наблюдать высоты светил, отнесенные непосредственно к истинному горизонту, употребляют искусственный горизонт, состоящий или из зеркального черного стекла, устанавливаемого горизонтально по уровню, или из чашечки с ртутью, спокойная поверхность которой принимает положение горизонтальной плоскости. Ртутный искусственный горизонт имеет приспособление для быстрого его наполнения ртутью и сбережения ртути в путешествиях. Измеряя углы между светилом и его отражением в искусственном горизонте, получают двойные высоты светила.

"Быстрая смена мыслей, тем более сложных, в речи перед такими слушателями совершенно недопустима. Люди, не привыкшие мыслить, могут проследить лишь медленную смену мыслей. Это так же, как не может быстро бегать человек, не привыкший ходить". (см. Средства реабилитации)

"Мысли надо излагать каждую в отдельности. Все второстепенное, всякие подробности, всякие оттенки надо по возможности отбрасывать, чтоб не затемнить главного. Сложная связь мыслей нетерпима".

"С внешней стороны – надо говорить не быстро, а "редко", чтобы люди могли понимать и улавливать слова. Всякая мысль должна быть, по возможности, низведена к своему вещественному и еще лучше житейски близкому первоисточнику. Житейские сравнения (пусть даже грубоватые) положительно необходимы. Мыслить вещественно-образно – свойство всякого малоразвитого ума"... (С. Кондурушкин).

Кто сознает, насколько верны эти слова, тот достаточно оценит красноречие многих "ораторов в спорах перед крестьянами".

3. Надо помнить, однако, что правило соответствия речи пониманию тех, для кого она предназначена, исполняется и вообще довольно плохо. Иногда от недомыслия. Человек, например, искренно убежден, что чем больше насажает в речь иностранных слов, тем это красивее, эффективнее, "благороднее" или больше выказывает его образование и ум.

И он иногда не ошибается в эффекте, если имеет в виду слушателей и читателей, не привыкших мыслить, наслаждающихся трезвоном слов, как лакей Гончарова.

Валентин "не любил понимать, что читает". "Если все понимать, так и читать не нужно. Что тут занятного!" "Это каждый мальчишка поймет или деревенская баба". Поэтому Валентина восхищали слова, вроде – "эмансипация и констипация" "нумизмат и кастрат" и т.д.

В таких случаях, чем непонятнее и “зазвонистее” слова, тем лучше. Доволен оратор, тупо сияют слушатели или читатели. Все довольны. Но иногда трезвон иностранных слов пускается в ход в споре и с целью: хотят отуманить, оглушить противника или слушателей (или читателей). У них получается "туман в голове" от этой “премудрости”. Одурманенные головы перестают понимать и то, что могли бы понять, и тупая мысль тупого софиста может легко сойти за бездну глубокомыслия.

Все довольны

Примеры несоответствия выражения мысли пониманию аудитории, для которых они предназначены, можно ежедневно черпать из газет, речей и т.д. пригоршнями. Для наглядности приведу сообщение одной петроградской газеты.

Справочная информация:

Офицеры — личный состав войска распадаются на две неравные половины; одна, большая, непосредственно выполняет функцию силы, другая, меньшая, направляет действия первой. Первая, подкомандная масса — нижние чины, вторая, элемент командующий — офицеры. В древности идея предводительствования в бою не требовала для своего осуществления сложной организации. При малочисленности армий, сходившихся на поле битвы, и при простоте боевых операций роль вождя выпадала на долю одного лица.

Частных начальников, в современном смысле, не было; командование отрядами, не имея никакой личной инициативы, только передавали приказания и команды, и наблюдали за их исполнением. По окончании войны войска распускались, и деятельность этих второстепенных начальников прекращалась. Естественно, что корпуса офицеров, как особого класса в войске, тогда образоваться не могло.

В постоянных армиях является иерархия офицерских чинов — полковников, капитанов, лейтенантов, являющихся более или менее самостоятельными начальниками в бою и руководителями дела мирного обучения. Порядок замещения офицерских должностей бывал различен: по выбору нижних чинов или лица, которому поручалась вербовка полка, путем продажи патентов или, позднее, по назначению короля: во всяком случае важно было то, что, независимо от порядка замещения, создалось обособление известной категории лиц по свойству их обязанностей.

"Один офицер прислал нам из действующей армии своеобразную жалобу. Рассказывает, что приходит к нему как-то унтер-офицер, приносит с собой столичную газету и чуть не со слезами на глазах просит объяснить смысл статьи под заглавием “Поимущественный налог”. “Так хотелось знать, что за налог такой, но не могу прочесть, - заявляет унтер, - слова все какие-то!..” "Офицер начал читать. Старый полковник, сидевший тут же, тоже принял участие в предприятии. И оба долго бились, уясняя газетный язык и объясняя унтеру смысл статьи. Как сообщает офицер, в статье заключались следующие слова:

"Фиск" (повторялось два раза).

"Стимул. Концепция. Циркулирующие капиталы. Консолидированные капиталы (два раза). Спекуляция. Рантье. Гонорар. Базис. Принцип дискриминации. Фундированный капитал. Нефундированный капитал. Корректив. Структура. Минимум. Фискальный аппарат".

"Как передает офицер, старый полковник не выдержал, плюнул и ушел в траншею. Унтер же долго и терпеливо слушал, но видно было, как обильный пот капал с его лба". (В. Вр. 28 июля 1917). (см. Любовные толчки)

В общем, довольно правильна примета: чем более кто говорит без нужды иностранных слов, тем вероятнее, что он не способен к самостоятельному мышлению.

4. Совершенно невозможно дать какие-либо общие правила нахождения доводов. Тут все зависит от наших знаний в данной области, от быстроты мышления, сообразительности, и т.д. и т.д. Но если тезис таков, что о нем приходится спорить часто, то полезно, а иногда и необходимо, собирать и запоминать все доводы за него и против него, с возражениями против последних и защитой первых. Так обыкновенно и делают в важных случаях. Успех этого приема зависит от ума, проницательности и заинтересованности спорщика. Умный человек изучает прежде всего хорошенько и широко вопрос и этим путем узнает "ходы", применяющиеся в споре по данному вопросу. Неумных людей или таких, которые спорят "по должности" или "ради куска хлеба", "натаскивают" для таких споров. К этому разряду относятся, например, некоторые миссионеры, партийные рядовые агитаторы и т.д. и т.д. "Натасканный" спорщик вопроса глубоко не изучил. Он только отзубривает все нужные доводы и где надо повторяет их, как попугай, или вроде этого. Однако и такие люди полезны. Они "специалисты" в спорах на данную тему, при обычной им обстановке, с обычными противниками и слушателями. Но чуть что-нибудь не так – выбит из колеи спорщик! Иногда приходится наблюдать, как два "натасканных" попугая разных партий начинают друг с другом спорить. Разыгрывают, как по нотам.

Разыгрывают, как по нотам

5. Каждый наш довод, который оказался достаточно сильным, надо заставить по возможности "отработать вполне ". У иных есть излишняя поспешность, торопливость. Скажет сильный довод, не "разжует" его как следует противнику или слушателям, не использует всех его выгодных сторон до конца, а уже бросает схватку из-за него с противником и хватается за другой довод. Это промах и иногда досадно наблюдать, как человек из-за него "проигрывает спор". Естественно, обычный противник стремится ускользнуть от сильного довода и с радостью хватается за опровержение нового довода, часто менее сильного. Другой недостаток – "размазывать довод", останавливаться на нем дольше, чем нужно или излагать его так многословно, что слушателям и противнику иногда нет сил терпеть. Есть такие "словесные размазни", которые ничего не могут сказать коротко и ясно. Споры с ними – тяжелые, нудные споры и сами они редко спорят удачно. Это люди вроде шекспировского Грациано:

"Его рассуждения точно два зерна пшеницы, спрятанные в двух мерах соломы, чтобы найти их, нужно искать целый день, а найдешь, оказывается, что они не стоили поисков". (Венец. купец. Д. 1, сц. 1).

Хороший спорщик при обычных условиях старается главные свои доводы выразить кратко, метко и ярко, чтобы они сразу были понятны и врезались в память. Так выраженный довод менее подвергается возможности извращения и искажения во время спора.

Справочная информация:

Венеция (город) (итал. Venezia) — город и крепость, главный город одноименной провинции Итальянского королевства, один из замечательнейших городов Европы по своему положению, произведениям искусства и истории. Лежит на 118 островах, в лагунах Адриатического моря, в 3,5 км от материка и имеет около 12 км в окружности. Между 378 городскими мостами, соединяющими между собою отдельные острова, особенно замечателен построенный в 1588—91 г. архитектором Антонио да Понте знаменитый Понте-Риальто, ведущий, подобно двум, построенным в 1854 и 1858 гг. железным мостам, через Большой канал, самый значительный из 157 каналов.

Имея в длину 3 км, в ширину 30 — 60 м, канал этот разделяет город на две неравные части, и его левый берег весь застроен дворцами. Здания города, между которыми немало полуразвалившихся дворцов и великолепных церквей, построены на сваях и почти все обращены лицевым фасадом к каналам, которые являются настоящими широкими и длинными водяными путями, тогда как собственно улицы до того узки, что по ним едва могут пройти рядом три человека.

Хотя в городе более 200 площадей, но этого названия заслуживает только окруженная дворцами и крытыми ходами площадь св. Марка, имеющая в длину 175 м, в ширину 82 м и выложенная мраморными плитами. На ней возвышается патриаршая церковь (или собор св. Марка), построенная в своеобразном стиле, соединяющем в себе характер византийской архитектуры с формой романских базилик.

6. Наконец, некоторые ошибочно думают, что чем больше они приведут доводов, тем лучше. Это бывает далеко не всегда.

В обычных спорах, особенно в спорах перед слушателями, слабых доводов лучше совсем не приводить. Слаб тот довод, против которого можно найти много возражений, притом таких, которые трудно опровергнуть. Теперь примем в расчет "психологию противника". Ведь он естественно движется в сторону наименьшего сопротивления и старается напасть на слабые пункты нашей аргументации Для него такой довод иногда находка и он не преминет на него наброситься, особенно если "его дела плохи". (см. Санатории)

Придется или отказаться от довода, что оставляет неблагоприятное впечатление, или ввязаться в длинный сомнительный спор из-за слабого довода. Между тем высказанные нами другие сильные доводы, благодаря этой словесной битве, могут отойти совершенно в тень и не произведут должного впечатления. Еще хуже, если при этом нам не удается хорошо защитить слабый развод: спор может получить такой вид, что он нами "проигран", что мы "разбиты" вообще. Особенно, если противник опытный софист, а мы недостаточно умелы в споре.

Все это надо иметь в виду. Поэтому; обычно полезнее приводить только наиболее сильные доводы, о слабых же упоминать разве вскользь, мимоходом, чтобы показать, что мы не придаем им особого значения. Это дает право не ввязываться в спор из-за них.

При написании этого текста использовался материал из
Проф. С.И. Поварнин. ИСКУССТВО СПОРА. О теории и практике спора
Второе издание Культурно-просветительного кооперативного товарищества
ЗАЧАТКИ ЗНАНИЙ — Петроград — 1923.
Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890—1907).
Фото с сайта www.istockphoto.com

См. далее: Глава 9. Доводы противника

Полезнее приводить только наиболее сильные доводы

<< Назад: Содержание книги Проф. С.И. Поварнин. ИСКУССТВО СПОРА



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8