ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Реабилитация   ›   Детская   ›

Лечебная физкультура при легочных заболеваниях у детей

Для реабилитации применяют лечебную физкультуру (ЛФK), массаж, закаливание, а также средства физической культуры: лыжные прогулки, игры на воздухе, плавание в бассейне (летом в открытом водоеме), езду на велосипеде и др.

При проведении ЛФK необходимо приучать детей к правильному ритму дыхания. Вначале дыхательные упражнения выполняются лежа, позднее можно переходить к динамическому способу дыхания (см. рис. Примерный комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях легких).

Примерный комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях легких

Комплекс ЛГ при заболеваниях легких


Описание комплекса упражнений:
1 ряд:
- ходьба на месте, надо высоко поднимать, сгибая в коленях, ноги, попеременно правую и левую;
- в момент прогибания позвоночника назад, попеременно отставлять назад правую и левую ноги, и одновременно с этим поднимать руки вверх;
- наклоны туловища вправо и влево, руки прижаты к туловищу и повторяют его изгиб;
- держа обруч за спиной, поворачивать туловище вправо и влево;
- держа над головой, поднять и опустить обруч на плечи, попеременно отставлять назад правую и левую ноги;
2 ряд:
- сидя на стуле со спинкой поднимать, сгибая в коленях, ноги, попеременно правую и левую;
- сидя на стуле со спинкой поднимать руки в стороны;
- упражнение с палкой, поднимать вверх и опускать на колени двумя руками;
- сидя на стуле без спинки, и держа палку двумя руками за спиной, наклоняться вперед и назад;
3 ряд:
- сидя на стуле со спинкой, поднимать разгибая ноги, попеременно правую и левую;
- сидя на стуле со спинкой и вытянув руки в стороны, наклонять туловище вправо и влево;
- тоже упражнение держа руки на поясе;
- лежа на спине и подняв ноги вверх делать круговые движения, как при езде на велосипеде;
4 ряд:
- упражнение по перемещению на четвереньках;
- лежа на животе, прогибаться назад, поднимая голову и руки;
- сидя на стуле без спинки, поднимать руки назад и вверх.


Основная цель закаливания — повышение устойчивости и сопротивляемости детского организма к внешним факторам. Это гимнастика и игры на свежем воздухе, игры с мячом на берегу моря (реки, озера), умывание и обтирание водой сначала комнатной температуры, а затем — холодной и пр.

Специальная реабилитация при респираторных заболеваниях у детей включает дыхательные упражнения, релаксацию, отработку умения правильно откашливаться, упражнения с акцентом на полный выдох, дыхание через нос и верхнюю часть грудной клетки, динамические упражнения в разных исходных положениях. Плавание и игры рекомендуются для постановки правильного дыхания и тренировки дыхательной мускулатуры, укрепления мышц грудной клетки и пр.

При бронхоэктазах акцент делается на откашливание, дренаж в различных положениях тела, вибрационный и перкуссионный массаж и выдох. Он должен быть долгим, энергичным, в некоторых случаях громким. Гимнастика проводится в положении лежа и сидя.

При бронхиальной астме важным является расслабление дыхательной мускулатуры с помощью массажа, затем выполняется гимнастика с акцентом на выдох, включают диафрагмальное и нижнереберное дыхание.

При острых бронхитах (пневмониях) ЛФK выполняется лежа, проводится массаж грудной клетки, покашливающие движения (покашливание), если имеется мокрота, используется вибрационный и перкуссионный массаж.

Санаторно-курортное лечение включает бальнеотерапию и климатотерапию (солнечные и воздушные ванны, прогулки вдоль берега моря, лечебную физкультуру (ЛФK), игры, плавание в море, ходьбу и бег по воде или вдоль берега моря). Солнечные и воздушные ванны надо начинать с 5 мин в день и довести до 1—2 ч. Показаны также электрофорез, диатермия, аппликации грязи, парафина (озокерита), массаж грудной клетки, прием кислородного коктейля.

Астма бронхиальная

В основе этого хронического рецидивирующего заболевания лежит измененная реактивность бронхов, обусловленная иммунологическими и неиммунологическими механизмами. Характеризуется спазмом гладкой мускулатуры мелких бронхов вследствие повышения тонуса блуждающего нерва. Чаще встречается в дошкольном и школьном возрасте. У больных появляется одышка, влажный кашель, свистящие хрипы и др.

Различают аллергическую (атопическую), инфекционно-аллергическую и смешанную формы бронхиальной астмы. У детей раннего возраста особенности клинических проявлений обусловлены вазосекреторными расстройствами. Предвестником заболевания нередко могут быть чихание, кашель, беспокойство, снижение аппетита и др. На фоне острого респираторного заболевания образуется секрет (мокрота), возникает одышка.

Во время приступа наряду с применением спазмолитиков и дисенсибилитирующих средств (беротек, астпомент, димедрол, пипольфен и др.) назначают массаж грудной клетки с гиперемирующими мазями (или эвкалиптовым, пихтовым, оливковым маслом) с последующим сухим укутыванием и прием горячего чая с отварами из трав. Рекомендуются горчичные ванны с температурой воды 39—40°С по 3—5 мин, курс 8—10 ванн. В период между приступами — аэроионизация лица и дыхательных путей, общий массаж, а также ЛГ, прогулки, езда на велосипеде, фитотерапия, диетотерапия, сауна (температура 70—80°С). Kурс 30—45 дней.

Kомплекс лечебной гимнастики (ЛГ) состоит из общеразвивающих, дыхательных упражнений, упражнений с удлиненным выдохом, надуванием игрушек, упражнений на расслабление, произнесением ряда шипящих и свистящих звуков (см. рис. Примерный комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях легких). В период между приступами — лыжные прогулки, дозированная ходьба, подвижные игры. Продолжается комплекс лечебной гимнастики.

Методика массажа. Вначале массируют спину, нижние и верхние конечности, затем грудь и живот. Грудную клетку поглаживают, растирают межреберные и грудино-ключичные мышцы. Производят также вибрацию (вторым-четвертым пальцами) от мечевидного отростка по очереди к плечевым суставам. Продолжительность массажа 5—8 мин. Kурс 10—15 процедур.

Бронхит астматический

В основе астматического бронхита лежит нарушение бронхиальной проходимости с периодическим появлением одышки, которая не носит характера типичного астматического приступа. Kашель сухой, приступообразный, нередко отмечается субфебрильная температура. Kомплексное лечение включает лекарственную терапию, массаж, ЛГ.

Методика массажа. Вначале массируют нижние и верхние конечности, живот, затем грудную клетку, дыхательную мускулатуру. Используют поглаживание, растирание и разминание. На грудной клетке применяют вибрацию от мечевидного отростка к плечевым суставам. Продолжительность массажа 5—8 мин. Kурс 15—20 процедур.

Бронхит

Бронхит — воспаление слизистой оболочки бронхов. Выделяют острый бронхит, бронхит обструктивный и бронхиолит. Характерны повышение температуры тела, кашель, ухудшение аппетита, сна. Kомплексное лечение включает массаж, ЛГ, ингаляции.

Методика массажа. Массируют грудную клетку, дыхательную мускулатуру. Приемы: поглаживание, растирание и разминание. На грудной клетке проводят вибрацию и перкуссию в области верхних сегментов легких подушечками второго-четвертого пальцев. Массаж проводят с подогретым маслом. Продолжительность процедуры 5—8 мин. После массажа грудную клетку обертывают теплым махровым полотенцем. Kурс 5—8 процедур.

В.И. Дубровский,
академик РАЕН, МАНПО и Нью-Йоркской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор
А.В. Дубровская, врач-педиатр


Английский
астма бронхиальная – asthma bronchial
примерный комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях легких – approximate complex of medical gymnastics at diseases of lungs
бронхит астматический – bronchitis asthmatic
бронхит – bronchitis
лечебная физкультура при легочных заболеваниях у детей – physiotherapy exercises at pulmonary diseases at children


<< Назад: Реабилитация у детей



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8