ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК



Приложение N 16
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 26.03.1999 г. N 100

Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий

Объяснительная записка

Рост дорожно-транспортного травматизма, резкое увеличение числа автотранспортных средств (как служебных, так и находящихся в личном пользовании) обусловили все возрастающую важность обучения каждого водителя практическим навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Водитель транспортного средства, не имея медицинского образования, должен быть готов в любой момент принять участие не только в высвобождении и извлечении пострадавших из транспортных средств при авариях, но и оказать первую медицинскую помощь по жизненным показаниям <*>. Грамотно и своевременно оказанная до приезда на место происшествия медицинских работников первая медицинская помощь в большинстве случаев может явиться главным фактором, спасшим жизнь пострадавшему.

--------------------------------

<*> Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации N 325 от 20.08.96 г. "Об утверждении аптечки первой помощи (автомобильной)".

 

Целью преподавания является обучение водителей транспортных средств оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

По окончании курса водитель должен знать:

По окончании курса водитель должен уметь:

Учитывая сугубо практическую направленность подготовки водителей к оказанию первой медицинской помощи при дорожно-транспортных авариях, теоретический курс сведен к минимуму, и основное внимание уделяется приобретению практических навыков применения конкретных приемов оказания помощи на практических занятиях и отработка алгоритма действия при наиболее типичных ситуациях.

При приобретении знаний на лекциях и формировании практических навыков на занятиях должны быть использованы современные формы обучения с использованием компьютеров, видеофильмов, а также такие формы обучения, как работа с фантомами и тренажерами, обработка лечебно-диагностических приемов на волонтерах из состава группы (друг на друге), "деловые игры".

Срок обучения по Программе - 1 неделя, в течение которой должно быть проведено 6 занятий по 4-5 часов (1-2 часа - лекция и 2-3 - практическое занятие).

Тематический план лекций (8 часов)

1. Основы анатомии и физиологии человека.     

1 час       

2. Структура дорожно-транспортного травматизма.
Наиболее     частые     повреждения      при
дорожно-транспортных происшествиях и способы
их диагностики.                            

1 час       

3. Угрожающие  жизни состояния при механических
и термических поражениях.                  

2 час       

4. Психические   реакции  при  авариях.  Острые
психозы.   Особенности    оказания    помощи
пострадавшим в состоянии неадекватности.   

1 час       

5. Термические поражения.                      

1 час       

6. Организационно-правовые   аспекты   оказания
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях.                             

1 час       

7. Острые,  угрожающие  жизни   терапевтические
состояния             (сердечно - сосудистая
недостаточность, синдром утраты сознания.) 

1 час       

Тематический план практических занятий (16 часов)

1. Проведение   сердечно-легочной   реанимации,
устранение  асфиксии при оказании первой ме-
дицинской помощи пострадавшим в ДТП.        

3 час       

2. Остановка наружного кровотечения.          

3 час       

3. Транспортная иммобилизация.                

3 час       

4. Методы высвобождения пострадавших,  извлече-
ния из машины;  их транспортировка, погрузка
в транспорт                                 

2 час       

5. Обработка ран. Десмургия.                  

3 час       

6. Пользование индивидуальной аптечкой.       

2 час       

 

В конце цикла предусмотрен экзамен для итогового контроля знаний, который может быть проведен в виде тестового контроля в течение 1 часа.

Таким образом, весь курс занимает 25 часов (8 часов - лекции, 16 часов - практические занятия и 1 час - итоговый контроль).

Содержание лекций

Расписание должно быть составлено так, чтобы лекции всегда предшествовали практическим занятиям, на которых будут отрабатываться практические навыки по данной теме.

 

Тема 1.

Основы анатомии и физиологии человека

        Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечно-сосудистая система, нервная система, система дыхания, опорно-двигательная система. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов.

 

Тема 2.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики

 

Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на пешехода.

Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.

 

Тема 3.

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях

Определения понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии ее эффективности.

Шок. Виды шока - травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи.

Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия.

Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания.

Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин.

 

Тема 4.

Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности

Психотические и невротические расстройства, их характеристика и частота возникновения. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи не полностью адекватным пострадавшим, как с психогенными реакциями, так и находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

 

Тема 5.

Термические поражения

Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами глаз, верхних дыхательных путей.

Тепловой удар. Принципы оказания первой медицинской помощи.

Холодовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме.

 

Тема 6.

Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Основы действующего законодательства (административное и уголовное право) относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности водителя автотранспорта, медицинского работника, административных служб при дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы.

 

Тема 7.

Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния

Диабетическая кома. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматический статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой медицинской помощи.

 

Содержание практических занятий

При проведении практических занятий основное внимание должно быть уделено приобретению практических навыков, однако часть занятий (от 10 до 15% отведенного времени) проводится в виде семинара. Это предусмотрено для того, чтобы перед непосредственной отработкой навыков оказания медицинской помощи оговорить показания к применению того или иного действия, смоделировать ситуацию, в которой оно должно быть предпринято, освежить в памяти курсантов содержание лекционного материала.

В скобках после названия каждой темы приведены ссылки на те обязательные практические навыки, которые должны быть усвоены на данном занятии (перечень этих навыков - см. в Приложении).

 

Тема 1

Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

(Практические навыки - см. приложение пп. 1-8; 26)

Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показаний к проведению сердечно-легочной реанимации.

Восстановление функции внешнего дыхания. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания "изо рта в рот", "изо рта в нос". Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации одним и двумя спасателями. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми повреждениями грудной клетки, множественными переломами ребер.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей.

 

Тема 2.

Остановка наружного кровотечения

(Практические навыки - см. приложение п. 9)

Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровотечения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута: максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы гемостаза при кровотечении из полости рта, из ушей, из носа. Первая медицинская помощь при кровохарканьи, кровавой рвоте, подозрении на внутрибрюшное кровотечение.

 

Тема 3.

Транспортная иммобилизация

(Практические навыки - см. приложение пп. 15, 16)

Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бинтовых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин (лестничных, лубочных), их подготовка. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности иммобилизации при повреждении таза, позвоночника, головы, грудной клетки.

 

Тема 4.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт.

(Практические навыки - см. приложение пп. 17-19, 21-22)

Приемы открывания заклиненных дверей машины, извлечения пострадавших через разбитое стекло. Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших (способы укладывания в легковой и грузовой автомобиль, автобус).

 

Тема 5.

Обработка ран. Десмургия

(Практические навыки - см. приложение пп. 10-13; 25)

Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептических повязок при повреждениях различной локализации. Наложение окклюзионной повязки на грудную клетку с использованием перевязочного индивидуального пакета или подручных средств. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внутренних органов. Использование подручных средств для наложения повязок.

 

Тема 6.

Пользование индивидуальной аптечкой

(Практические навыки - см. приложение 14, 20, 23, 24, 27-29)

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка - пп. 27-29 в указанном приложении отсутствуют.

Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения ее содержимого.

 

Перечень обязательных практических навыков и манипуляций для слушателей цикла

1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

2. Искусственная вентиляция легких:

3. Закрытый массаж сердца:

4. Проведение реанимационных мероприятий одним спасателем.

5. Проведение реанимационных мероприятий двумя спасателями.

6. Определение пульса:

7. Определение частоты пульса и дыхания.

8. Определение реакции зрачков.

9. Техника временной остановки кровотечения:

10. Проведение туалета ран.

11. Наложение бинтовых повязок:

12. Использование сетчатого бинта.

13. Эластичное бинтование конечности.

14. Использование лейкопластыря, бактерицидного пластыря.

15. Транспортная иммобилизация с использованием подручных средств и сетчатых шин при повреждениях:

16. Техника транспортной иммобилизации при повреждениях:

17. Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с повреждениями:

18. Техника переноски пострадавших:

19. Погрузка пострадавших в:

20. Техника закапывания капель в глаза, промывание глаз водой.

21. Снятие одежды с пострадавшего.

22. Снятие мотоциклетного шлема с пострадавшего.

23. Вскрытие индивидуального перевязочного пакета.

24. Использование гипотермического пакета-контейнера.

25. Применение нашатырного спирта при обмороке.

26. Техника промывания желудка.


Руководитель Департамента
научно-исследовательских
и образовательных медицинских
учреждений
В.И.Сергиенко


<< Назад: Приказ Министерства здравоохранения № 100



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8