ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК



Лекарственное обеспечение больных с редкими заболеваниями

В этой статье рассматриваются фармакоэкономические аспекты доступности орфанного лекарственного обеспечения для больных с редкими заболеваниями в России.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 - «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Большинство лекарств предлагают отечественные аптеки, выдавая их по рецепту врача.

В последние годы в нашей стране сделаны важные шаги для улучшения лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями и повышения качества их жизни. Уже в 2011 году, при подготовке Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» началась работа над перечнем заболеваний и регистром пациентов, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями. На данный момент сформированы два перечня редких заболеваний:

1. Первый перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни или к инвалидности, включающий в себя 24 заболевания;

2. Второй перечень в настоящий момент включает 230 заболеваний, которые можно отнести к редким заболеваниям, вне зависимости от того, существуют ли на сегодняшний день для этих заболеваний методы лечения и адекватная лекарственная терапия.

Остается открытым вопрос с формированием федерального регистра пациентов больных редкими (орфанными) заболеваниями (он должен быть составлен в течение 6 месяцев с момента вступления закона в силу). От того насколько быстро регистры появятся, зависит процесс регулярного получения необходимых медикаментов. Суть регистров заключается в том что, из-за небольшого количества пациентов принимающих участие в клинических исследованиях, и относительно короткого времени их проведения необходимо внедрение пострегистрационных наблюдательных программ, примером которых являются регистры пациентов.

Регистры - это эффективный инструмент повышения знаний врачей о способах медикаментозного леченияредких болезней. Например, производители орфанных препаратов, ведущие регистры, готовят ежегодно отчеты, которые предоставляются в различные национальные и международные учреждения. В них указываются данные по безопасности использования тех или иных орфанных препаратов, отмечаются последствия их применения для здоровья больных.

По закону финансовые ресурсы на лечение больных редкими заболеваниями будут выделяться из региональных бюджетов, несмотря на то, что регистр таких больных будет федеральным. Как следствие, власти субъектов Федерации с экономической точки зрения не заинтересованы в выявлении и регистрации больных, страдающих редкими заболеваниями. Ведь, чем меньше будет больных в федеральном регистре, тем меньше средств нужно тратить на их лечение региональному бюджету.

Кроме того во многих регионах нет специально подготовленных кадров и диагностической высокотехнологичной медтехники, которые смогли бы диагностировать редкое заболевание на раннем этапе и тем самым предотвратить осложнения и уменьшить финансовые траты на его лечение.

Ключевой вопрос для больных редкими заболеваниями - это клиническая эффективность и стоимость орфанных лекарств. Стоимость никогда не должна решаться в ущерб эффективности среди предлагаемых лекарств одного МНН (международного непатентованного названия). Однако в регионах часто закупка лекарственных средств, производится только на принципе приоритета цены. При закупке не учитывается эффективность и качество, что недопустимо в отношении орфанных препаратов, так как нарушает права пациентов на эффективное лечение.

Если орфанный препарат официально не зарегистрирован в РФ, то для лечения больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарство доставляется по следующей схеме. Для начала собирается врачебный консилиум, где на нем решают что препарат, которого нет в списках Росздравнадзора, жизненно необходим больному с редким заболеванием. Затем решение консилиума и история болезни больного посылаются в Росздравнадзор, где должны дать разрешение на использование лекарства. Параллельно этому процессу необходимо найти деньги на приобретение дорогостоящего орфанного лекарства. В это же время в стране, где будет закупаться лекарство, ищут врача, который согласится выписать рецепт на приобретение орфанного препарата. Затем с этим рецептом волонтер или доверенное лицо идет в аптеку и уже аптека покупает лекарство у завода-производителя и продает его соответственно заказчикам. Только после этого с лекарством и разрешением Росздравнадзора волонтер или доверенное лицо возвращаются в Российскую Федерацию, где на российской таможне необходимо заплатить НДС в размере 18%.

Так же незарегистрированные лекарства имеют право ввозить только те медицинские учреждения, которые оказывают медицинскую помощь по жизненным показаниям конкретным больным при наличии разрешения Минздравсоцразвития России. Но в России мало медицинских учреждений, которые являются субъектами внешнеэкономической деятельности и имеют возможность заключить договор с зарубежными поставщиками орфанных лекарств.

2012 год был объявлен в России Годом повышенного внимания к больным, которые страдают редкими (орфанными) заболеваниями.


По материалам сайта: www.temapenza.ru
Источник: Сборник научных работ
III Международного медицинского конгресса
«Здравоохранение Российской Федерации,
стран СНГ и Европы»,
Москва, 8-9 июня 2012 г.


<< Назад: Статьи к разделу Долголетие



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8