ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Культура   ›

Танец - виды танцев

Танец - это искусство движения, а движение может быть
очень различным. Но когда это движение одухотворяет,
воздействует на зрителя, с целью изменения
его душевного существа, - это уже искусство.

29 апреля – Международный день танца

Танцы это искусство движения (польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика.

В танце душевные переживания передаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.

Танцевальное искусство берет начало в глубокой древности. Редкостно-танцевальные древние греки истолковывали танец как прекрасный дар богов. Существовали танцы воинственные, культовые, общественных праздненств и театральные, танцы в быту.

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы: европейский классический танец — основная система современного балета, танцевальные системы стран Азии (например, индийская катхак, катхакали, манипури, тамаша и др.) и Африки.

У всех народов танец является выразителем внутренних чувств; посредством различных поз, скачков, движений выражаются радость, горе, любовь или злость. В танце можно показать даже фантазии, разочарования и надежды.

Все человеческие эмоции проявляют себя с помощью движения. Попытайтесь передать свою радость или гнев словом, не двигая при этом ни единым мускулом лица или тела. У вас не получится! Трудно будет понять на самом деле - вы радуетесь или печалитесь?..

Слово «танец» в русском языке произошло от немецкого «Тanz». Но так как оно было заимствовано из польского языка, к нему присоединили суффикс «-ец». В русский язык слово «танец» вошло только в XVII в. До тех пор употреблялось общеславянское слово «пляска». С конца XIX в. слова «танец» и «пляска» стали употребляться как синонимы. Однако понятие «пляска» было шире, чем понятие «танец». В современном же варианте все наоборот. Слово «пляска» чаще употребляется по отношению к народным танцам, нежели к бальным и иным формам танцевального искусства.

В танце есть все. В классике - благородство, изящество, сдержанность. Это так пригодится вам на приемах и презентациях. В быстрых танцах - динамика, ритм, множество вариаций. Это станет вашим внутренним ритмом, который поможет справиться с проблемами современной жизни. В восточных танцах заключена философия, мудрость, достоинство и мягкость.

В том, что танцоры спортивны, нет сомнений. Чисто физические требования, необходимые для того, чтобы быть танцором, неизмеримы и постоянно меняются. Нет сомнений, что танцоры – артисты. Выражение танца через физическое тело не похоже ни на одно другое исполнительское искусство. Есть красота, грация, эмоции, сила и общение. Существует давний спор о том, как относятся к танцорам, особенно в отношении легкой атлетики. Вопрос «Являются ли танцы спортом?» уже много лет является горячей темой.


виды танцев


Время и обязательство. Как только принято решение стать серьезным танцором, количество времени, проведенного в студии, начинает быстро увеличиваться. Даже в юном возрасте учащиеся иногда могут посвящать занятиям танцами по 40 часов в неделю. Это включает в себя классное время, репетиции, кросс-тренинг, растяжка и изучение движений. Все это сравнимо с тем, что влечет за собой вступление в футбольную команду. Приверженность этому времени абсолютно необходима, и отличается от простого появления. Вы берете на себя обязательство перед командой, дается обещание.

Это обещание включает в себя приходить вовремя, быть готовым, работать изо всех сил и с умом, а также иметь поддержку своей команды. Как преданный член команды, вы должны продолжать появляться и понимать, что вы всего лишь одна маленькая часть гораздо большего существа. Обязательства для танцоров очень похожи. Большинство танцоров зарегистрированы в классах, которые регулярно встречаются, а также бесчисленное количество часов они работают в частном порядке. Приступая к занятиям, танцор становится частью ансамбля, а не просто отдельным человеком в пространстве. Это включает в себя приходить вовремя, быть готовым, работать изо всех сил и изо всех сил, а также уважать класс и форму искусства. Звучит знакомо?

Ни одно из этих действий не является легким. Они сложные, утомительные, утомительные и требовательные. Часть приверженности в основном отражается в изяществе этих трудных моментов и способности никогда не сдаваться. В какие-то дни вы добьетесь успеха, а в какие-то потерпите неудачу. Будь то в футбольной команде или в танцевальной студии, для прогресса необходимо гораздо больше навыков, чем физические. Если вы думаете, что это все, что нужно, вы ошибаетесь.

Вернемся к вопросу: танец – это спорт? Было объявлено, что брейк-данс будет участвовать в Олимпийских играх 2024 года в Париже. Он признается не только всемирным и разнообразным, но и творческим, изобретательным и физически сложным. Значит ли это, что брейк-данс больше не искусство? Точно нет. Это, безусловно, искусство, но широко признанный вид спорта. Другие виды спорта, которые участвуют в Олимпийских играх, включают менее известные формы танца: гимнастика, фигурное катание и художественное плавание (ранее известное как синхронное плавание). Итог: танцоры — спортсмены, но еще и художники.

разминка в детской танцевальной студии

Основные характеристики танца - это ритм (быстрое или медленное повторение и варьирование движений), рисунок (сочетание движений в композиции), динамика (размах движений), техника (степень владения телом и мастерство исполнения).

Танец дает вам то, что вы в него вкладываете. Это ваша забава, хобби, отвлечение от жизни, и вы не найдете в танце более глубоких смыслов, если не перестанете относиться к нему как к бездумному движению; перестанете - и танец превратится в зеркало и подарит вам отражение черт вашей личности, ваших личных проблем (о которых в повседневности вы стараетесь не думать), даст вам возможность разрешить их.

Танец, как любой вид физической активности обязательно приносит результаты, если заниматься регулярно и интенсивно. Причем берется он за организм комплексно, в отличие от тренировок в тренажерном зале. Уровень подготовки начинающего (за исключением нижнего брейка) может быть любым, как и возраст. Благодаря гармоничному развитию всех мышц танец обеспечит вам изящество тела, силу и выносливость, выровняет спину, научит вас двигаться легко, четко и красиво.

Сегодня модно не только посещать вечеринки, но и оттачивать мастерство движений в танцевальных студиях. Причем с самыми разнообразными стилями и уровнями сложности. Популярности танцам добавляют фильмы, сценические шоу и музыкальные клипы с впечатляющими танцевальными номерами.

Танец - это искусство, и его стили несут в себе культуру многих столетий. Помимо великолепного движения, у танца есть история, легенды, наряды - все, что формирует его эстетику, которая одна, отдельно от всего остального, притягивает людей к себе. Танцуя, вы ощущаете причастность к великому культурному наследию.

Танец — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.


Виды танцев можно подразделить на следующие категории:

Классический танец: Балет

Классический балет — это любой из традиционных формальных стилей балета, в которых используется исключительно классическая балетная техника. Он известен своей эстетикой и строгой техникой (например, работа на пуантах, выворот ног и высокие разгибания), плавными, точными движениями и неземными качествами.

Существуют стилистические вариации, связанные с местом или происхождением, которые обозначаются такими классификациями, как русский балет, французский балет, британский балет и итальянский балет. Например, русский балет отличается высокими разгибаниями и динамичными поворотами, тогда как итальянский балет имеет тенденцию быть более приземленным, с упором на быструю и сложную работу ног. Многие стилистические вариации связаны с конкретными методами обучения, названными в честь их создателей. Несмотря на эти различия, исполнение и словарный запас классического балета во многом одинаковы во всем мире.

Элементы упражнений, взятые из классического танца, включены в программу обучения художественной и спортивной гимнастике, фигурному катанию, эстрадным танцам, спортивному рок-н-роллу, акробатике, спортивным бальным танцам.

Европейская программа бальных танцев

В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп (быстрый фокстрот). Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся 2 признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина.

Исторический танец

Бал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Балы обслуживали бальные оркестры.

Клубные танцы

В XX веке наблюдается расцвет латиноамериканских танцев. Появляются такие новые виды как сальса, ча-ча-ча, мамбо, ламбада, зук, кизомба, бачата, меренге, хастл, аргентинские танго и вальс-танго, реггетон и другие, которые стали относиться к категории так называемых клубных танцев (в противовес бальным). Некоторые латиноамериканские танцы были перенесены на лёд и ныне входят в обязательную программу спортивных танцев на льду (ча-ча конгеладо, румба, серебряная самба, танго, танго романтика и аргентинское танго).

Латиноамериканская программа бальных танцев

В латиноамериканскую программу входят: ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, джайв. Ча-ча-ча — флирт, заигрывание. Самба — откровенность, секс. Румба — «повзрослевшая» любовь. Пасодобль — бой быков, конфликт. Джайв — свадьба. К характерным чертам латиноамериканских танцев относят энергичные, страстные зажигательные движения и покачивание бедрами.

Латинский танец представляет собой идеальное сочетание различных танцевальных стилей культур всего мира, создавая танцевальный стиль, охватывающий новую эпоху латинской культуры.

Народный танец

Фольклорный бытовой танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). Термины «этнический танец» и «традиционный танец» используются, чтобы подчеркнуть культурные корни танца. В этом смысле почти все народные танцы являются этническими.

Постмодернистский танец

Постмодернистский танец возник в 1960-х годах в США, когда общество поставило под сомнение истины и идеологии в политике и искусстве. Этот период был отмечен социальными и культурными экспериментами в искусстве. Хореографы больше не создавали определенные «школы» или «стили». Влияния разных периодов танца стали более расплывчатыми и фрагментарными.

Свадебный танец

Центральными фигурами свадебного торжества являются жених и невеста (молодожёны). В культурах различных стран мира значительная роль в свадебном торжестве отводится родственникам жениха и невесты. В некоторых странах свадьбу принято проводить с участием почётных свидетелей. Обычно свидетель назначается женихом, а свидетельница — невестой. По традиции, эти роли отводятся друзьям или родным братьям/сёстрам молодожёнов. Со временем появляются новые традиции. Так, например, появилась традиция первого танца молодожёнов. Музыкальную композицию для своего первого танца молодожёны либо выбирают сами, либо танцуют под песню, предложенную ведущим. Многие пары готовятся к танцу заранее.

Социальные танцы

Социальные танцы (англ. social dance) — категория танцевальных стилей разных народов мира, которыми занимаются преимущественно не для соревнований, а в качестве досуга и обмена положительными эмоциями между партнёрами. Большинство социальных танцев являются парными танцами. Часто при исполнении парных социальных танцев практикуется обмен партнёрами. Социальные танцы бывают как простыми в исполнении, так и требующими определённого навыка.

Спортивные танцы

Спортивный танец вобрал в себя огромное количество разнообразных хореографических приемов, присущих и народному, и современному танцу. Сочетая в себе отточенные пластичные движения, красивую музыку и нарядные костюмы, является одним из самых зрелищных, элегантных и романтических видов спорта. Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось несколько программ: европейская, латиноамериканская, двоеборье (десять танцев), европейский и латиноамериканский секвей (трёхминутное шоу под оригинальную музыку), европейский и латиноамериканский формейшн (соревнования ансамблей из 8-ми пар).

Танцы ХХ века: Современный танец

Современный танец — это широкий жанр западного концертного или театрального танца, который включает в себя такие танцевальные стили, как балет, народные, этнические, религиозные и социальные танцы; в основном он возник в Европе и США в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что он был разработан как отказ от классического балета или бунт против него, а также как способ выразить социальные проблемы, такие как социально-экономические и культурные факторы.

Танцевально-двигательная терапия

Танцева́льно-дви́гательная терапи́я (ТДТ) — направление психотерапии, в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида. Несмотря на то, что целительные свойства танца были известны с первобытных времен, только в XX в. сформировались исторические предпосылки, которые обусловили возникновение и развитие ТДТ как отдельного направления.


Термины в танцевальном искусстве

Вариацио́нная фо́рма

Часто сокращённо вариации, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т.д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее 2 вариаций.

Виды танцевально-двигательной терапии

В танцевальной терапии можно выделить три группы подходов:

1. Клиническая танцевальная терапия — вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.

2. Танцевальная терапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) — ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в форме групп, так и в индивидуальной форме и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К.Г. Юнга.

3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития, — это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник.

Европейская программа

В Европейскую программу (Modern или Standard) входят 5 танцев: квикстеп (темп — 50-52 тактов в минуту), медленный вальс (темп — 28-29 тактов в минуту), танго (темп — 30-32 тактов в минуту), медленный фокстрот (темп — 27-29 тактов в минуту), и венский вальс (темп — 58-60 тактов в минуту). В эту программу должны быть одеты в соответствующие требованиям бальные платья. Кавалеры должны быть одеты во фраки чёрного или тёмно-синего цвета и носить бабочку или галстук. Вместо фрака разрешено танцевание в смокинге или в жилете. Современный танцевальный костюм отличается от повседневного в первую очередь покроем, одна из особенностей которого в том, что плечи костюма партнёра должны оставаться ровными, когда руки поднимаются в стороны.

Латиноамериканская программа

В Латиноамериканскую программу (Latin) входят танцы: самба (темп — 50—52 такта в минуту), ча-ча-ча (темп — 30—32 такта в минуту), румба (темп — 21—25 тактов в минуту), пасодобль (темп — 58—62 такта в минуту) и джайв (темп — 40—44 такта в минуту). Из латиноамериканских танцев только самба и пасодобль танцуются с продвижением по линии танца. В остальных танцах танцоры более или менее остаются на одном месте, хотя и в этих танцах возможно перемещение танцоров по танцевальной площадке с возвратом к исходной точке или без. В настоящее время конкурсные платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Современный конкурсный костюм кавалеров тоже достаточно облегающий, подчёркивающий мужественные линии тела.

Платья дам, как правило, короткие, очень открытые и облегающие. Костюмы кавалеров тоже очень облегающие, часто (но не всегда) черного цвета. Смысл таких костюмов — показать работу мышц спортсменов.

Линия танца

Траектория, по которой двигаются танцоры на танцевальной площадке. В самом общем виде представляет собой замкнутый круг, движение по которому происходит против часовой стрелки (по линии танца). Движение по часовой стрелке (против линии танца) иногда возможно, но нежелательно из-за опасности столкновения с другими танцующими. Поскольку бальный зал чаще всего представляет собой помещение прямоугольной формы, линия танца переосмысливается как прямоугольник, состоящий из двух длинных и двух коротких линий. В общем случае, линия танца зависит от формы помещения, поскольку может ограничиваться его размером и формой. Свои перемещения танцоры отсчитывают либо от стен помещения, либо от текущей позиции.

«Народный танец»

Термин, иногда применяется к танцам, имеющим историческое значение в европейской культуре и истории. Для других культур термины «этнический танец» или «традиционный танец» иногда используются, хотя («традиционный танец») может включать в себя условия церемониального танца. Народно-сценический танец — симбиоз профессионального классического, народного бытового танца и самобытных фольклорных источников. В России этот самостоятельный вид хореографической деятельности появился в XX веке после появления ряда ансамблей народного танца.

Наро́дная кадри́ль

Деревенская, крестьянская, или просто кадриль, кадрель, бытовой танец, городской бытовой танец, городской бытовой лёгкий парный танец, парный танец, танец — вид народного танца восточных славян и балтов, для которого характерно определённое построение и чёткое разделение на пары и фигуры. Собственно народная кадриль произошла от одноимённого французского салонного танца и очень быстро стала популярной среди горожан, а затем и крестьян. Танец претерпел изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались. Народная кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из хороводов и плясок.

Обувь

Должна соответствовать требованиям, которые касаются покроя (фасона), материалов, используемых для подошвы и верха, формы и расположения каблука. Для Европейской и Латиноамериканской программ используются разные фасоны обуви. На каблуки женских туфель должны надеваться накаблучники.

Ограничения по костюмам

Чем младше танцоры, тем больше ограничений по костюмам, которые касаются фасонов костюмов и используемых материалов. Определенные ограничения по костюмам действуют всегда.

Ограничения по фигурам

Чем ниже класс, в котором выступают танцоры, тем меньшее количество фигур разрешено танцевать. Ограничения по фигурам прекращаются начиная с В класса.

Паркет

Покрытие танцевальной площадки. Принципиальное значение имеет качество паркета: отсутствие щелей, неровностей и прочих дефектов. Для правильного и безопасного исполнения танца паркет покрывается тонким слоем парафина. До недавнего времени паркетом принято было называть напольные покрытия из натурального дерева, однако развитие технологий повлияло на обработку дерева и устройство полов.

Ритм

Одна из основных характеристик музыки и танца. Характеризуется чередованием звуков (музыка) или движений (танец) разной длительности. Разные фигуры в танцах имеют свой собственный, иногда довольно сложный ритм. Несоблюдение конкретного ритмического рисунка исполняемой фигуры и, особенно, несовпадение ритма музыки и танца являются самыми грубыми ошибками выступления.

Сватовство́

Свадебный обряд, заключающийся в предложении женихом руки и сердца девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. Как правило в состав делегации входят: родители жениха, ближайшие родственники, крёстные родители, близкие друзья, иногда — посторонние уважаемые люди.

Судья, арбитр

Человек, контролирующий ход спортивного состязания. Судья даёт сигнал к началу и окончанию состязания, контролирует время игры, фиксирует результаты спортсменов. Судья также следит за тем, чтобы во время проведения спортивных состязаний (на ринге, площадке, дистанции, ковре, корте, старте и финише) спортсмены-участники и другие лица (тренеры, зрители и т. д.) соблюдали установленные правила игры (соревнований) и при необходимости назначает наказания за нарушения правил. Без судейства не обходится ни одно серьёзное соревнование.

Танцевальный этикет

Это набор общепринятых правил, которые регулируют социальное поведение его участников в социальном танце. Такие правила включают то, как участники должны выглядеть, а также то, как они приближаются, танцуют и покидают своего партнера. Этикет может различаться по своей спецификации и строгости в разных стилях танца.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)

Психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру. Эмоциональность — передача в выступлении эмоционального содержания музыки. Особую трудность представляет в конкурсном выступлении, поскольку танцоры танцуют под незнакомую музыку.


Литература:

1. Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры / Под ред. М.Я. Гринблата. — Мн.: Вышейшая школа, 1978. — 528 с.

2. Бриске И.Э. Народно-сценический танец и методика его преподавания. Учебное пособие — Челябинск, 2007.

3. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. — СПб.: Речь, 2004.

4. Старк А., Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. — Ярославль, 1994.

5. Спортивные звания // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.]/ гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

6. Тимошенко Л. Г. Русская кадриль // Русский народный танец: региональные особенности. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2013.

7. Ballroom Etiquette ... Twelve lessons. New York: Dance Review Publishing Co., 1924.

8. Davidson, John & Mary Etiquette at a Dance: what to do and what not to do. London: W. Foulsham & Co., 1937.

При написании этого текста использовался материал из
Википедии — свободной энциклопедии.
Фонд Викимедиа (Wikimedia Foundation, Inc.)
Фото с сайта PxHere Team

темнокожая девушка танцует с зонтиком


Избранные документы Российского Танцевального Союза:


1. Устав Региональной Общественной Организации «Московская федерация спортивного танца»(МФСТ)

2. Правила соревнований спортивные (бальные) танцы

3. Положение об открытых Всероссийских, межрегиональных, международных соревнованиях и фестивалях Российского Танцевального Союза

4. Положение об аттестации специалистов общероссийской общественной организации «Российский танцевальный союз» по профессионально-педагогической и общественной деятельности

5. Классификация танцевальных фигур


<< Назад: Вступление в раздел Культура



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта Английский язык

Версия all4-8