ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Массаж   ›   Заболевания   ›   Педиатрия   ›   Дошкольники   ›

Косметический (логопедический) массаж и гимнастика у детей с церебральными параличами в раннем возрасте

При ДЦП страдают функции движения (патологические тонические рефлексы) и речь ребенка. Для восстановления нарушенных функций у детей, страдающих ДЦП, используют массаж, лечебную гимнастику (ЛГ) и другие средства.

Цели и задачи косметического (логопедического) массажа и лечебной гимнастики:

• нормализация тонуса и моторики артикуляционного аппарата;

• увеличение силы и длительности выдоха;

• развитие манипуляций руками;

• выработка ритмичности дыхания и движений конечностями;

• выработка зрительных дифференцированных движений;

• стимуляция кинестетических движений (ощущений) и развитие пальцевого осязания;

• развитие эмоциональных реакций;

• развитие движений руками с предметами (игрушками).

Развитие всех перечисленных действий зависит от возраста ребенка и его функциональных возможностей.

Главным является выбор исходного положения, в котором патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявлялись вообще (последнее бывает редко).

Учитывая, что уже с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положение тела, при котором патологические тонические рефлексы не проявляются вовсе либо проявляются минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы носят название «рефлекса запрещающих позиций», их необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедических занятий и в процессе проведения гимнастики и массажа.

При проведении массажа и гимнастики большое значение имеет выбор позы:

1 — поза эмбриона;

2 — исходная поза лежа на спине, под шею ребенка подкладывают валик, ноги при этом согнуты в коленных суставах;

3 — исходная поза лежа на спине, голова фиксируется валиками;

4 — исходная поза на боку в позе эмбриона;

5 — в положении на животе, под грудь ребенка подкладывается валик.

При подборе позы проводят косметический массаж (массаж мимической и жевательной мускулатуры).

Релаксация (расслабление) мускулатуры лица и шеи:

1 — поглаживание (глажение) подушечками I–III пальцев от середины лба к вискам (см. раздел «Массаж лица»);

2 — поглаживание от бровей к началу волосистой части головы;

3 — поглаживание по обеим сторонам носа (сверху вниз);

4 — поглаживание от середины подбородка к мочкам уха;

5 — поглаживание от середины верхней губы до мочек уха.

Каждое движение повторить 3–5 раз. Выполнять в течение дня 3–5 раз.

Релаксация мышц языка (см. раздел «Точечный массаж»):

1 — воздействие на точку, расположенную в подчелюстной ямке (см. раздел «Точечный массаж»);

2 — воздействие на симметричные точки носогубной складки;

3 — воздействие на симметричные точки скуловых мышц;

4 — воздействие на симметричные точки подчелюстных мышц.

При гиперкинезах не следует применять ударные приемы массажа (похлопывание, поколачивание), вибрацию, асимметричное воздействие на БАТ (или электростимуляционные точки), так как они еще в большей степени вызывают гипертонус мышц (см. «раздел Точечный и классический массаж»). Для снятия повышенного тонуса мышц лица, конечностей можно воздействовать на точки нижних конечностей и мышц надплечья. Для релаксации мышц необходимо включать упражнения на растягивание мышц (см. раздел «Релаксационный массаж»), а также классический и сегментарный массаж спины (особенно паравертебральных областей — место выхода спинномозговых нервов). В комплексе с массажем проводят гимнастику. Она направлена на увеличение объема и силы дыхательной мускулатуры, глубины, ритмичности дыхания.

Ребенку старше пяти месяцев можно проводить следующие гимнастические упражнения (пассивные):

1 — развести руки в стороны, а при возвращении — прижать их к груди;

2 — поднять руки вверх, а при опускании — прижать их к груди;

3 — отвести правую руку в сторону и одновременно повернуть голову, затем возвращение в исходную позу);

4 — вытянуть ногу (ноги), затем сгибать их в коленных и тазобедренных суставах и привести к животу;

5 — исходная поза лежа на животе; приподнять за отведенные руки голову и плечи, а затем опустить голову и плечи.

Все упражнения повторять по 3–5 раз. Впоследствии комплекс усложняют и дополняют рядом упражнений. Так, в положении лежа на спине ребенку в одну руку дают игрушку (которую легко держать), затем руку с игрушкой пассивно отводят вправо (или влево) с одновременным поворотом головы. Руку с игрушкой подносят к глазам и губам.

Повторяют это упражнение в каждую сторону по 3–5 раз.

Для более старших детей с ДЦП проводят активные дыхательные упражнения. Ребенка учат дуть на разноцветные бумажные игрушки и так далее. Кроме того, для улучшения движений губами включают произношение звуков б-б-б или ф-ф-ф и др.

В.И. Дубровский,
академик РАЕН, МАНПО и Нью-Йоркской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор
А.В. Дубровская, врач-педиатр


<< Назад: Массаж детей дошкольного возраста


Популярная литература по массажу



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта

Версия all4-8