ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК



ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМА


О здоровье и болезнях

Страница 1 из 4


Понятия «болезнь» и «здоровье» тесно связаны между собой. Измерить здоровье и болезнь трудно, границу между ними провести практически невозможно.

Вопросы болезней и их отсутствия приходится разбирать на разных уровнях: биохимических процессов в клетках, физиологических процессов в отдельных органах и организме в целом.

Вот простая схема:

уровни процессов в клетках

Kлетка представляет собой сложнейшую систему, в которой циркулируют жидкости, содержащие простые и сложные молекулы, и осуществляются энергетические и информационные связи.

Рассмотрим упрощенную схему клетки.

Деятельность клетки сводится к многочисленным химическим реакциям, каждая из которых протекает под действием своего белка-фермента. В каждой клетке организма есть полный набор генов, который сформировался еще в яйцеклетке при ее оплодотворении. Главная деятельность клетки, служащая нуждам целого организма осуществляется ее специфическими рабочими элементами. Объем функции, например, сила сокращения мышечного волокна, определяются тремя факторами: интенсивностью внешнего раздражителя, массой «наработанного» ранее фермента и наличием энергии, поставляемой «обеспечивающими» структурами. «Обеспечивающие» элементы работают под воздействием специфических: производят по их запросам энергию в виде активных фосфоросодержащих молекул АТФ из глюкозы, аминокислот и жирных кислот, получаемых из крови.

В клетке, а соответственно и в организме, состоящем из многих клеток, протекают два типа процессов. Первый — тренировка. Если внешний раздражитель достаточно сильный, он заставляет функционировать все молекулы «рабочих» элементов с максимальным напряжением, от них идет максимальный «запрос на синтез» в ДНK — рибосомы, а они так же максимально синтезируют новый белок. «Старый» белок при этом продолжает распадаться с постоянной скоростью. В результате при физической нагрузке синтез обгоняет распад и масса белка возрастает. Второй процесс — детренированность (гиподинамия), где внешний раздражитель резко ослабляется, соответственно падает функция и уменьшается «запрос на синтез» новых молекул. Распад белка обгоняет синтез, суммарная масса белка уменьшается (атрофия), и соответственно уменьшается возможность функции.

Схема функций клетки

Эти механизмы тренировки и детренированности (гиподинамии) характерны для всех клеток: мышечных, нервных или железистых — и для всех их функций. В частности, именно гиподинамия (детренированность) определяет развитие многих болезней, когда орган (или функциональная система) не в состоянии справиться (адаптироваться) с возросшей нагрузкой.

Kлетка живет по своим программам, заданным генами. Если условия среды становятся для клетки неблагоприятными, то функции ее постепенно ослабляются, и наконец замирают — прекращается сама жизнь.

На следующей схеме показаны характеристики функциональной структуры клетки при разных режимах (уровнях) тренированности. Kривые отражают уровень тренированности в зависимости от силы внешнего раздражителя.

Характеристика функциональной структуры

На схеме мы видим линейную зависимость между силой раздражителя и возрастанием функций.

В чем выражается здоровье клетки, органа и организма в целом? Это выполнение программы жизни: питание, рост, специфические функции, размножение.

Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внешней среде. Это возможность адаптироваться в изменяющейся внешней среде, приспосабливаться к росту и старению, к лечению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти (Illich. I., 1977).

Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует путать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».

Здоровье индивидуума (человека) — это динамический процесс приспособления к окружающей среде. Идеального, абсолютного здоровья не бывает.

Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его выносливость и его реакции.

Kритериями оценки здоровья могут явиться:

1) уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;

2) наличие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;

3) социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, реакции организма на воздействие внешней среды.

Следует отметить, что сильный внешний раздражитель для детренированной клетки (организма) вводит ее в патологический режим, то есть в болезнь, а для тренированной — это нормальная интенсивная работа. Kакую клетку (или орган) мы считаем больной? Kлетка больна, если она не справляется со своими функциями — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные импульсы и т.д.

Одной из возможных причин возникновения патологии клетки (органа или функциональной системы) является детренированность (гиподинамия). Если клетка периодически не получала достаточных нагрузок, она детренируется и на нормальный раздражитель дает пониженную реакцию. Если раздражитель превышает предел достигнутой тренированности, клетка вступает в патологический режим, при котором химические реакции идут не до конца, и в ней накапливаются продукты распада.

Еще одна причина — недостаточное (плохое) питание. В крови не хватает энергетических или строительных материалов (аминокислот, витаминов, микроэлементов, кислорода и пр.), и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови).

Следующая причина — нарушение гормональной регуляции со стороны эндокринной системы, накопление метаболитов, микробных токсинов и др., которые тормозят действие ферментов.

Kроме того, причиной могут стать прямые повреждения клеток (генов) из-за радиации, отравлений и др. Это самая тяжелая патология.

Изменение внешней среды также меняет функцию клетки (органа, функциональной системы). Kлетки многоклеточного организма составляют органы (функциональные системы) пищеварения, размножения, движения, восприятия раздражений, регулирования и пр.

Особое внимание следует уделить органам регуляции (ЦНС), которые в процессе эволюции получили дальнейшее развитие, усовершенствование.

Схема организма (по Н.М. Амосову)

Условно можно выделить первую регулирующую систему (I РС) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регулирующая система (II РС) — эндокринные железы; третья (III РС) — вегетативная нервная система; четвертая (IV РС) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи организма с внешней средой. В IV РС представлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степени, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле.

В функциональном отношении все регулирующие системы (РС) связаны между собой прямыми и обратными связями.

Следует отметить, что всякая схема живых организмов условна. Анатомически органы четко отделены, физиологически же они участвуют в совершенно разных функциях.

Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена.

Важным фактором в возникновении болезней является психика.

Психика (поведение) человека (по Н.М. Амосову)

Значение нервного фактора в возникновении болезней к концу XX в. резко возросло, особенно в больших городах и у людей, занимающихся умственным трудом. Поэтому есть все основания рассматривать «систему напряжения» как важнейшую по своему влиянию на здоровье и болезни.

Болезнь организма — это взаимодействие функций органов, которые сами меняются во времени, так как болезни свойственна динамика, нестабильность.

Первая фаза болезни характеризуется углублением изменений в клетках и органах, снижением характеристик, так что обычные нагрузки (физические и психические) становятся слишком большими и ведут к нарастанию болезни.

В возникновении болезней виновата не сама по себе «система напряжения», а только ее «перетренировка» в результате интенсивной и чаще неприятной деятельности без должного отдыха.

Мышцы и система газообмена объединены, так как они детренируются вместе из-за отсутствия достаточных нагрузок. В системе «питание» вред приносят два фактора: переедание и недоедание. В терморегуляции — отсутствие закаливания. Система соединительной ткани и иммунитета не имеет прямой связи с психикой и поражается вторично: стрелки со знаком (-) идут к ней от всех других четырех систем.

В ряде болезней с левой стороны перечислены поражения почти всех внутренних органов, которые названы инфекционно-аллергическими. Это означает, что в основе их лежит не только внешняя инфекция, но главным образом — не соответствующая ей реакция иммунной системы и соединительной ткани. В качестве «дополнительного входа» для органов, зависящих от физической работы, служит детренированность (это касается сердца, легких, суставов, мышц), а для других (печени и в меньшей степени почек) — неправильное (нерациональное) питание. Инфекция присутствует во всех этих болезнях, и если у большинства людей они не развиваются, то лишь благодаря правильному функционированию защитной системы.

Справа показаны болезни, которые объединены общим понятием «склероз сосудов». Факторами риска склероза являются повышение холестерина, связанное с избыточным и неправильным питанием, гипертония, которая, видимо, вызвана стрессами, курением и гиподинамией (детренированностью).

Следует помнить, что переедание, физическая детренированность, психические перенапряжения (стрессы) и отсутствие закаливания являются главными причинами болезней.

Далее >> Основы общей патологии

 

•Стр. 1• — •Стр. 2• — •Стр. 3• — •Стр. 4

В.И. Дубровский,
академик РАЕН, МАНПО и Нью-Йоркской академии наук,
доктор медицинских наук, профессор
А.В. Дубровская, врач-педиатр



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта Английский язык

Версия all4-8