ДОМ МЕНЮ ДОКИ ПОИСК


Спорт   ›

Физкультура и спорт, избранные статьи

Предтренировочные комплексы: зачем они нужны при занятиях спортом?

В состав предтренировочного комплекса входят смеси различных витаминов, минералов, восстанавливающих и психостимулирующих веществ, адаптагенов...

История формирования фигурного катания как вида спорта

Сначала появилось и развивалось одиночное катание, и первые соревнования проходили только среди мужчин-одиночников...

Цены на спортивное питание. Гейнеры

Гейнеры являются одними из наиболее популярных спортивных пищевых добавок и используются в первую очередь спортсменами, которые занимаются силовыми видами спорта...

Жизнь в движении

Движение - жизнь. Эта фраза каждому из нас знакома буквально с детства. Однако, увы, далеко не все при этом следуют данному наставлению. Гиподинамия – болезнь современного общества...

Правильное потребление аминокислот

Чтобы не возникло проблем со здоровьем спортсмена, и эффективность наращивания мышц была максимальной, бодибилдеру нужно правильно питаться...

О пользе вечерней зарядки

Зарядку большинство людей ассоциирует с физическими упражнениями, которые выполняются утром. Однако, если вспомнить, что целью зарядки является увеличение внимания и работоспособности...

Лечебная гимнастика для укрепления детского иммунитета

Еще с давних пор было известно, что на органы каждого человека, в том числе и у детей, можно воздействовать при помощи определенных физических упражнений...

Занятия спортом в спортзале или дома – что выбрать?

Сегодня стало модно следить за своим самочувствием и соблюдать здоровый образ жизни, даже в школах возрождается традиция агитационных бригад...

Профилактика травматизма при занятиях физкультурой и спортом

Для профилактики спортивного травматизма тренер (преподаватель) должен хорошо знать особенности, основные причины и условия, способствующие возникновению различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата...

Влияние больших физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат и функциональное состояние спортсменов

Адаптационные возможности организма не беспредельны, спортсмены не всегда и не в полной мере могут приспособиться к тем или иным условиям среды, физическим нагрузкам, в результате чего возникают заболевания...

Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом

Главный принцип при занятии физкультурой — не навреди! В этой связи мы рекомендуем обратить внимание на следующее...

Врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом

Врачебный контроль за женщинами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста...

Биохимические методы исследования

Биохимические методы занимают одно из ведущих мест в общем комплексе обследований и контроля за тренированностью спортсменов...

Оценка функционального состояния нервной системы спотрсменов

Главная функция нервной системы состоит в быстрой и точной передаче информации...

Оценка функций дыхания при занятиях спортом

Основу тканевого дыхания составляют сложные окислительно-восстановительные реакции, сопровождающиеся освобождением энергии, которая необходима для жизнедеятельности организма...

Оценка функции сердечно-сосудистой системы

Kровообращение — один из важнейших физиологических процессов, поддерживающих гомеостаз, обеспечивающих непрерывную доставку всем органам и клеткам организма необходимых для их жизни питательных веществ и кислорода...

Виды и классификация физической работы

Физическая активность человека складывается из статической и динамической работы...

Оценка физического развития

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность...

Разгадка тайны «Квадрата Малевича»

После небольшого анализа личной жизни, приходишь к выводу о вредности телевизора...

Мужчина изучает пройденный маршрут

Спортивные двигательные умения и навыки

Формирование спортивно двигательной задачи осуществляется интеллектуальной функциональной системой (по П.К. Анохину), решение спортивно двигательной задачи — другой, психомоторной функциональной системой. Комплекс «формирование спортивно двигательной задачи — ее решение» обеспечивается этими двумя функциональными системами, составляющими спортивное двигательное умение. Следовательно, спортивное двигательное умение — весьма сложно организованное психолого-психомоторное образование, поскольку формирование спортивно двигательной задачи и ее решение — очень сложные и тонко структурированные процессы. (см. Виды спорта и дисциплины)

Для квалифицированного контроля над спортивной двигательной активностью, включающего в качестве компонентов ее анализ и синтез, а также анализ и синтез процессов ее освоения и совершенствования, необходимо понимание того, что она представляет собой отнюдь не однородную, а многоуровневую иерархически структурированную систему. Нельзя считать действием выполнение, как простого подскока, так и акробатического соединения. Либо 1-го шага и нападающего удара волейболиста (разбег, прыжок, удар, приземление). Либо подачу теннисист и полный многоходовой розыгрыш мяча. Либо сложение 2 чисел и решение математической задачи.

Справочная информация:

Анализ - (греч. analysis – разложение, расчленение) в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого – на его части, сложного – на его компоненты, события – на его отдельные ступени, содержания сознания – на его элементы, понятия – на его признаки (противоположность – синтез).

Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа – аналитическим методом. Элементарный анализ разлагает явление на отдельные его части без учета тех отношений, в которых находятся эти части друг к другу и к целому.

Причинный анализ дифференцирует явление с учетом его причинных отношений. Логический анализ разлагает его в зависимости от логических отношений. Феноменологический анализ вычленяет в явлении содержание сознания, чтобы исследовать сущность последнего, психологический анализ разлагает содержание сознания на его элементы (однако преимуществами пользуется психологический метод подхода к явлению как в целом.

При анализе следует учитывать, что каждый данный предмет в результате нарушения его естественной связи с другими предметами меняет свое бытие.

Игнорирование иерархической структуры активности привело к очень серьезному, принципиальному смешению и ошибочному содержанию ключевых для технической подготовки (как в спорте, так и в физическом воспитании) понятий «двигательный навык» и «двигательное умение». Научно обоснованные представления в этом вопросе имеют важное отнюдь не только теоретическое значение, ведь «нет ничего практичнее хорошей теории» (Людвиг Больцман).

Девушка отдыхает после бега по берегу моря

Вопрос о навыках, умениях и их соотношении (здесь стоит сосредоточиться на двигательных навыках и умениях), сожалению, чрезвычайно запутан, трактовки этих терминов и стоящих за ними понятий принципиально различаются у разных психологов и педагогов:

1. Двигательное умение или навык — это действие, причем умение по мере совершенствования и «автоматизации» переходит в навык. Но и умение, и навык формируются в организме, становясь его особенностью, обеспечивающей определенную его способность, а действием называют либо схему некоторого процесса (шаг, прыжок в длину), либо реализацию этой схемы (выполнение шага, прыжка), то есть сам процесс. Это 3 принципиально разных понятия, в связи с чем (даже не обсуждая остальное) принять данную трактовку нельзя. (см. Спортивные танцы)

2. Двигательное умение или навык — это способ выполнения действия; умение, совершенствуясь и «автоматизируясь», превращается в навык. Способом выполнения действия часто называют его технику, то есть схему (модель) телодвижений и движений, которые тоже никак не являются особенностью, обеспечивающей некоторую способность организма, и уже потому (не обсуждая остальное) и эта трактовка не может быть принята.

Справочная информация:

Синтез - (от греч. synthesis — соединение, сочетание) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

В этом значении термин «синтез» противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан; синтез и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством др.

Анализ и синтез лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах — в основе поведения высших животных.

Синтез, как мыслительная операция, производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей.

3. Двигательное умение или навык — некий новообразованный психический или психомоторный механизм (можно сказать иначе: функциональная система), обеспечивающий осуществление двигательного акта, причем различие только в том, что навык есть совершенное и, обычно, автоматизированное умение.

Такая трактовка тоже неприемлема, но уже по причинам иного рода (в предыдущих вариантах не было даже надобности их обсуждать): достаточно уже того, что двигательный навык обеспечивает осуществление двигательного акта только при наличии необходимых функциональных возможностей (навык ходьбы не пропадает, если сломана нога, но ходить не удается), тогда как умения включает в себя их наличие.

Еще важнее то, что навык предполагает высокую алгоритмизацию двигательного акта, что допускает «автоматизацию» и требует множества повторов для достижения его стабильности и совершенства. Тогда как актуализация умения ситуативна, требует поиска путей, способов, решений, что не позволяет алгоритмизировать процесс. (см. Искусство любви)

4. Двигательные умение и навык — механизмы разного иерархического уровня, причем иерархический уровень умения выше: умение есть совокупность навыков и знаний. Эта трактовка наиболее приемлема, в ней учтена иерархичность двигательной активности, а значит различие механизмов навыков и умений.

Но требуются следующие расширение и уточнения: умение обеспечивает формирование и решение двигательной задачи адекватно реальным условиям, потребностям и менталитету субъекта, а значит формирование исходной ситуации решения спортивно двигательной задачи и цели (конечной ситуации решения и схемы преобразования исходной ситуации в конечную), оценивание ситуаций и экстраполяцию их развития (содержание ситуаций рассмотрено выше), планирование и программирование решения задачи (в частности — выбора нужных навыков), актуализации двигательных программ в соответствии с реальными условиями.

Девушка отжимается возле кирпичной стены

Справочная информация:

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех классов.

Следует учесть и то, что, в отличие от двигательного навыка, двигательное умение включает в себя наличие необходимых функциональных возможностей (я не умею ходить со сломанной ногой), хотя соответствующий навык у меня есть; но если мои функциональные возможности позволяют прыгать на одной ноге, я могу передвигаться и со сломанной ногой на основе наличия другого умения. (см. Техника массажа)

Из сказанного понятно, что представление о превращении умения (тем более «по мере его совершенствования») в навык или навыка в умение принципиально ошибочно. Конечно, всё это в действительности намного сложнее и заслуживает отдельного обстоятельного рассмотрения.

Рекомендуемая литература:

1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: ФиС, 1979.

2. Спортивная метрология: Учебн. для институтов физ. культ./Под общ. ред. В.М. Зациорского. – М.: ФиС, 1982.

3. Годик М.А. Спортивная метрология. – М.: ФиС, 1988.

4. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии. – Малаховка: МГАФК, 1996.

5. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник / Уч. пособие для студентов физкультурных вузов. – М.: Советский спорт, 2004.

6. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии /Уч. пособие для ст-ов физкультурных вузов.–М.: Советский спорт, 2005.

7. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология. – М.: ACADEMA, 2000.

8. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной метрологии: Лекции 1 и 2. – Малаховка: МГАФК, 2001.

9. Губа В.П. и др. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике /Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенков М.П.– М.: ФиС, 2006.

При написании этого текста использовался материал из
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С.Ю. Головин. 1998.
Фото с сайта www.istockphoto.com

Релаксация после занятий спортом


<< Назад: Физкультура и Спорт. Начало раздела



Наверх


Рекомендуем Вам посмотреть популярные разделы сайта myvaleology.com: MENU с описанием разделов


СОЦСЕТИ ВКЛАД ДИЕТА СПОРТ
Написать администратору Карта сайта Английский язык

Версия all4-8